Ирисы. Винсент Ван Гог. Японизм. Импрессионизм. Постимпрессионизм.
Ирисы. Винсент Ван Гог. 1889 г. Холст, масло. 71.0 x 93.0 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США.

Художником, который не только поддался всеобщей японской "лихорадке" , но и создал свой собственный образ "цветущей", "живописной" Японии, был Винсент Ван Гог. 

Вся моя работа в значительной мере строится на японцах.

Винсент Ван Гог. Письма.

Можно предположить, что первые встречи с японским искусством произошли еще на родине художника. Голландия и до открытия границ вела торговлю с Японией. А уже в начале Парижского периода, в 1886 году,  художник познакомился с японскими гравюрами ближе.  Несмотря на стесненность в средствах Ван Гог  был увлеченным коллекционером японского искусства и постоянным покупателем в Галерее Бинга. Кроме гравюр он приобретал альбомы, шкатулки и разные безделушки. В 1887 году в кафе "Тамбурин", знаменитом среди парижской богемы,  Ван Гог организует выставку гравюр укиё-э. На портрете "Агостина Сегатори в кафе "Тамбурин" можно видеть едва различимые японские гравюры у нее за спиной.

Портрет Агостины Сегатори в кафе
Портрет Агостины Сегатори в кафе "Тамбурин". Винсент Ван Гог. 1887 г. Холст, масло. 55.5 x 46.5 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

По всей видимости, любимым японским художником Ван Гога был Утагава Хиросиге, по крайней мере, кроме других авторов коллекция Ван Гога насчитывала 47 оттисков именно этого прославленного пейзажиста. Восхищение Ван Гога настолько велико, что летом 1887 года он делает несколько копий маслом с деревянных гравюр Хиросиге.

 

Но это не точное воспроизведение оригиналов, а скорее творческое переосмысление или "размышление на тему". Так, например, работая над картиной "Мост под дождем" Ван Гог делает краски более яркими и добавляет зеленую рамку с красными иероглифами. Причем, иероглифы художник выбирает произвольно с других гравюр. Японского языка он не знал и воспринимал их скорее как декоративный элемент картины.

Мост под дождем. Винсент Ван Гог. Утагава Хиросиге. Японская гравюра.
Слева - Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ). Винсент Ван Гог. Ноябрь 1887. Холст, масло. 73.0 x 54.0 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды. Справа - Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия "100 знаменитых видов Эдо". Утагава Хиросиге. 1857, 33.8×22.1 см. Ксилография, бумага.

Аналогичным образом он обходится, копируя и "Цветущий сливовый сад в Камейдо". 

Цветущая слива. Винсент Ван Гог. Утагава Хиросигэ. Японская гравюра.
Слева - Цветущая слива (по мотивам Хиросиге). Винсент Ван Гог. 1887 г. Холст, масло. 55.0 x 46.0 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды. Справа - Цветущий сливовый сад в Камейдо. Утагава Хиросигэ. 1857. 33.7×22 см. Ксилография, бумага.

Третью копию Ван Гог делает с напечатанной в журнале  «Куртизанки» («Ойран») Кэсай Эйсэн.  При этом он  в прямом смысле калькировал фигуру японки , а уже после этого перенес ее на холст большего размера,  расчертив изображение на квадраты.

 Paris Illustré. Le Japon. Гейша. Винсент Ван Гог.
Слева - Калька с обложки журнала Paris Illustré. Le Japon за май 1886 года. 1887 г. 39.4×26.3 см. Карандаш, перо, чернила, бумага. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды. По центру - обложка журнала Paris Illustré. Справа - Гейша (Ойран) (по Кесай Эйсен). Винсент Ван Гог. 1887 г. Холст, масло. 105.0 x 60.5 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

Эти три работы демонстрируют глубокое желание проникнуть в самую суть японского искусства.

 

Но кроме подражательных работ в творчестве Ван Гога есть картины, выполненные в его собственной манере, но наполненные японской символикой, атрибутикой и философским смыслом. Среди них интересен "Портрет папаши Танги", написанный еще в Париже в 1887 году. Художник изобразил  добродушного торговца на фоне стены, увешанной японскими гравюрами. Но некоторые исследователи склонны усматривать в этой картине не только очевидную, но и скрытую, философскую связь с Японией. В этом смысле  отзывчивый и радушный "папаша Танги"  олицетворяет собой идеальный образ Японии и ее жителей.

Портрет Папаши Танги. Винсент Ван Гог.
Портрет Папаши Танги. Винсент Ван Гог. 1887 г. 92×75 см. Масло, холст. Музей Родена, Париж.

А  в 1888 году Ван Гог пишет автопортрет "Поклонник Будды". Художник  стилизует свою внешность под буддийского монаха и предстает перед зрителем в характерной одежде, с бритой головой и косо посаженными глазами. На картине заметна надпись "моему другу Гогену". Это был подарок, посланный в обмен на автопортрет Поля Гогена "Отверженные".   В письме к Бернару Ван Гог объяснял: "Японские художники часто обменивались картинами. Это доказывает, что они любили друг друга". 

Автопортрет. Поклонник Будды. Винсент Ван Гог.
Автопортрет. Поклонник Будды. Винсент Ван Гог. Сентябрь 1888 г. Масло, холст. Художественный музей Фогга, Кеймбридж

В сопроводительном письме Ван Гог замечал: «Утрируя свою личность, я стремился придать ей характер бонзы, простодушного почитателя вечного Будды». В письме к брату Ван Гог повторил то же самое, но добавил, что это образ некоего «импрессиониста вообще». По мнению исследователей,  слово «импрессионист» Ван Гог употреблял в значении «непризнанный», «отвергнутый». И в этом автопортрете художник предстает отверженным, но не сломленным, каким он и хотел запомнится потомкам. И то, что для этого он выбрал образ японского монаха, только подтверждает его преклонение перед этой загадочной страной.

 

Но самым "японским", несмотря на отсутствие прямых цитатных "японизмов", в творчестве Ван Гога, был  арльский период. Сам по себе переезд в Арль — на юг Франции — был стремлением хоть как-то приблизиться к недостижимой, но манящей стране  - в письмах Ван-Гог называл юг Франции «эквивалентом Японии».  

Кто любит японское искусство, кто ощутил его влияние,- а это общее явление для всех импрессионистов,- тому есть смысл отправится в Японию, вернее сказать, в места, равноценные Японии, - на юг." 

Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео.

Ван Гог, отправляясь из Парижа в Прованс, ощущал это «путешествие в Японию», фантастическую «страну искусства» с сияющими небесами.  Приехав в Арль, он все воспринимал сквозь призму своей мечты и видел только то, что хотел видеть. "Я помню,- писал позднее Гогену Ван Гог, - эмоции, которые пробудила во мне поездка из Парижа в Арль. Как я все время думал, не попал ли я уже в Японию! Ребячливость, правда?".  Когда он находил привлекательный вид для пейзажа или смотрел на баржи, плывущие по Роне, это вызывало у него возглас восхищения, а в письмах к брату он писал: «Сущий Хокусай».

 

Япония, созданная Ван Гогом, была далека от реальности. Конечно, он понимал, что жизнь японских художников была не так безоблачна, но продолжал творить свой личный миф о Японии, полной цвета и волнующих впечатлений.

 

Работы, созданные с февраля по май 1888 года полны света, цвета и движения. В Провансе - Японии  у Ван Гога усилилось чувство одушевленности природы, присущее еще его голландским пейзажам. Характерное для японской графики  и японской философии отождествление себя с природными объектами в полной мере нашло отражение в арльских рисунках художника. Опираясь на "Манга" Хокусая и пытаясь воссоздать фактуру японского рисунка, он работал тростниковыми перьями различной толщины. Но они лишь отчасти имитировали тушь и кисть и больше походили на их ксилографические отпечатки. Рисунки, сделанные в Провансе, полны экспрессии и эмоционально наполнены. В Арле Ван Гог выработал систему штрихов-знаков – точек, черточек, палочек, запятых, крючков, которые  подобно иероглифам Дальнего Востока сочетают смысл и образ.

Винсент Ван Гог. Рисунки. Японизм.
Слева - Кипарисы. 1889 г. По центру - Жатва в Провансе. 1888 г. Справа - Вид на Арль с пшеничных полей. 1888 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Тушь, карандаш, перо, бумага. Винсент Ван Гог.

Интеграцию японских мотивов в работах Ван Гога арльского периода отмечают все исследователи. Но многие полотна этого времени написаны чрезмерно кричащими красками, которые порой контрастируют с оригинальными японскими образцами. Такую избыточную нервную экспрессию и порой тональную дисгармонию можно объяснить напряженными поисками и тоской по недостижимому идеалу. Ван Гог видел в Японии "потерянный рай" и не мог к нему приблизится.


Интересно, что Ван-Гог на протяжении уже многих десятилетий пользуется в Японии феноменальной популярностью, опережая в этом отношении практически всех своих современников. Выставка «Ван-Гог и Япония» с исключительным успехом прошла весной 1992 года в Киото и Токио.


А годом ранее европейские искусствоведы исследовали "Утопию Ван Гога" в Музее Ван-Гога в Амстердаме на одноименной выставке.


Зимой 1890 года  Ван Гог пишет в Арле картину "Цветущие ветки миндаля". Сам образ отсылает нас к веткам цветущей японской сакуры. Влияние японской живописи заметно в резких контурах и расположении веток. Ван Гог никогда не был в Японии и не видел сакуры в цвету, но сходство очевидно и подтверждает его творческую интуицию и яркое воображение. Полотно предназначалось в подарок младшему брату Тео в связи с рождением у него сына. Цветущие ветки миндаля являются предвестниками весны и символизируют начало новой жизни  - печальная ирония в том, что художник пишет ее за несколько месяцев до своей смерти.

Цветущие ветки миндаля. Винсент Ван Гог. Японизм.
Цветущие ветки миндаля. Винсент Ван Гог. 1890 г. Холст, масло. 73,5 × 92 см. Музей Винсента ван Гога, Амстердам.
Продолжение...

Яндекс.Метрика