Кимоно. Мэри Брюстер Хазельтон. Японизм. Импрессионизм.
Кимоно. Мэри Брюстер Хазельтон. 1897 г. Частная коллекция.

В конце 50-х годов 19-го века, не без участия США,  Япония открыла свои границы и в Европу хлынули японские товары и произведения искусства - гравюры, вазы, кимоно, ширмы, зонтики, лаковые изделия, керамика, веера. Это спровоцировало повальное увлечение Европы Японией, и возникновение такого феномена как "японизм". У этого явления нет четко очерченных временных границ и стилистических характеристик.  Под "японизмом"понимается широкое распространение японского искусства и проникновение его принципов и особенностей в искусство европейское.

 

Своим возникновением термин "японизм" обязан французскому критику Филиппу Бюрти. Именно под таким названием он выпустил серию статей о японском искусстве в конце 1870-х годов.

 

Дальнейшее распространение японского искусства происходило во многом благодаря Всемирным выставкам в Лондоне в 1862 году и Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. В японских павильонах всегда толпились посетители, а прикладные дальневосточные ремесла производили настоящую сенсацию.

 

Можно сказать, что японское искусство вошло в Европу через черный ход -  один из первых томов "Манга" знаменитого Хокусая служил всего лишь в качестве прокладки фарфора, отправляемого из Японии во Францию. К счастью, альбом великого художника заметил его французский коллега Феликс Бракемон, а затем показал японские гравюры своим друзьям-художникам, среди которых были импрессионисты.

 

Кацусика Хокусай, автор сборника "Манга", был одним из наиболее разносторонних, интересных и талантливых людей Японии начала 19-го столетия. Он работал практически во всех жанрах. Но именно в изображении природы проявились его самобытность, философская глубина и человеческая мудрость в сочетании с высокими художественными достоинствами. Природа у него одухотворена, его пейзажи полны жизнью и всегда населены людьми. Вершиной творчества Хокусая явилась серия гравюр "36 видов горы Фудзи". Уникальность его работ заключалась в умении "ловить" и передавать сиюминутные состояния природы. Гравюры Хокусая это воплощение философии созерцания и жизни настоящим моментом.

 

Подобное искусство не могло не найти отклик у современных художников, которые были открыты  для влияний. Они остро ощущали, что некритичное следование традициям завело живопись в тупик, и искали новые пути дальнейшего развития. Один из таких путей и подсказала им японская графика.

Маленькие магазины, специализирующиеся до этого на продаже китайской продукции начинают понемногу  продавать и японские товары. А в 1871 году в Париже гамбургский торговец Самуэль Бинг открывает галерею искусств стран дальнего Востока. После путешествия в 1875 г. в Китай и Японию он становится страстным собирателем и пропагандистом произведений дальневосточного искусства в Европе. С 1888 по 1891 годы Бинг выпускает журнал «Japan artistique», посвященный японскому искусству. Он верит, что именно японское искусство возродит французскую художественную промышленность.

Самуэль Бинг. 1838–1905 гг.

Постоянными посетителями Галереи Бинг становятся многие известные художники. Почитателями и коллекционерами японских гравюр были  Дега, Мане, Моне, Бернар, Боннар, Ван Гог, а так же  Эдмон Гонкур.

... Увлечение японским искусством... охватило всё от живописи до моды. Вначале это была страсть таких оригиналов, как мой брат и я ... в дальнейшем к нам присоединились художники-импрессионисты.

                                                                                                                                                                                                                           Эдмон Гонкур, Дневник.

Всю свою жизнь Клод Моне был поклонником японского искусства. Говорили, что на стенах его дома в Аржантейе, висели японские веера. В его поместье в Живерни, все еще хранится обширная коллекция японских гравюр, собранных им за годы творчества.  А Эдмон де Гонкур писал в своем дневнике, что он часто встречал Моне в Галерее Бинг. У Моне в собрании имелось немало ксилографий Хокусая с разными видами горы Фудзи, а также две ксилографии Хиросиге "Остров Цукада".

Клод Моне в столовой своего дома в Живерни.
Клод Моне. Усадьба в Живерни. Японский мостик. Японизм. Импресионизм.
Столовая в музее - усадьбе Клода Моне в Живерни.

В 1890 году Моне покупает поместье в Живерни под Парижем и в нем практически воссоздает одну из цветных ксилографий Утагавы Хиросиге. Он возводит удивительной красоты и необычности сад. Садоводство художника увлекало не меньше живописи. Сначала он работал в саду самостоятельно, не гнушался никакой грязной работы, ему помогали дети. А к концу жизни, по свидетельству очевидцев, на него работал с десяток профессиональных садовников.

 

Центром сада становятся пруд  и японский  изогнутый дугой мостик в окружении японских гинкго, бамбуков, японской сакуры, плакучих ив и ирисов. В пруду же плавают кувшинки, семена которых художник заказал из Японии.

Японский мостик. Клод Моне. В саду Камейдо Тенцин. Утагава Хиросиге. Японизм. Импрессионизм.
Слева - Японский мостик. Клод Моне. Справа - В саду Камейдо Тенцин. Утагава Хиросиге. 1856 г. Национальная библиотека Франции.

Этот сад становится излюбленным мотивом творчества Клода Моне на последующие годы. Под впечатлением серийных произведений японских художников, таких как "36 видов горы Фудзи" Хокусая, он создает 18 видов "Японского мостика". Художник пишет его при разном освещении, пытаясь передать малейшие изменения окружающего мира в течение суток и колебания атмосферных условий. Свидетели рассказывали что "Моне работал одновременно на четырех мольбертах; как только менялось освещение, на каждый холст он наносил мощный мазок кистью".


Затем он обращается к водяным лилиям в пруду, запечатлевая их в разное время дня и года. Результатом этой работы становятся панно, образующие круговую панораму около 70 метров в  окружности. Впоследствии эти панно Моне передает в дар Франции, и их размещают в специально построенном павильоне на краю сада Тюильри в Париже, ныне известном как музей Оранжери.

 

Кувшинки. Клод Моне. Японизм. Импрессионизм.
Кувшинки. Клод Моне. 1915 г.

Знаменитые "Кувшинки" ежегодно приходят посмотреть около миллиона посетителей, а поместье художника в Живерни, где они создавались, посещают около полумиллиона туристов в год. 


Тем более удивительно, что, если бы не было японцев с их "картинами плывущего, переменчивого мира", то прославленных "Кувшинок" тоже бы не было.

 

Исследуя "японизм", нельзя не сказать об Эдгаре Дега. Хоть он и не писал француженок в кимоно, и не использовал дальневосточные атрибуты в своих работах, но в его картинах весьма заметно близкое знакомство с японскими гравюрами. Это знакомство выдают и необычные ракурсы, и мастерское изображение движения. Но больше всего Дега с японцами роднит изображение обнаженной натуры, преимущественно за туалетом. Его моющиеся и причесывающиеся женщины невольно отсылают зрителя к жанру бидзин-га.

Китагава Утамаро. Расчесывающая волосы. Женщина, расчесывающая волосы. Эдгар Дега.
Слева - Китагава Утамаро. Расчесывающая волосы. 1801 г. Справа - Женщина, расчесывающая волосы. Эдгар Дега. 1890 г. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.
Продолжение...

Яндекс.Метрика