Автопортрет. Мари Лорансен. 1924 г. 65Х54 см. Холст, масло. Музей Мари Лорансен, Токио.

Мари Лорансен была почти ровесницей Пикассо. Она родилась 31 октября 1883 года в Париже, чем обеспечила себе почти неминуемую дружбу с художниками его круга. Мари была незаконнорожденной дочерью прокурора и швеи. И мать художницы была строгой и суровой, но Мари относилась к ней с почтением и продолжала жить с ней до самой ее смерти.

Ведя странную жизнь и создавая свои странные картины, Мари Лорансен продолжала жить с матерью, очень спокойной, очень приятной, исполненной достоинства женщиной, и их быт напоминал монастырский. В их небольшой квартирке всюду висели вышивки матери по рисункам Мари Лорансен. Мари относилась к матери в точности как молодая монашенка к более почтенной. Все было очень странно...

Гертруда Стайн, "Автобиография Алисы Б. Токлас" 

Конечно, никакой дружбы  с Пикассо  не было бы , если бы Мари не решила однажды вступить на путь Художника.

 

Мари обнаружила тягу и способности к рисованию еще в подростковом возрасте, а немного позже, в 1901 году, ее  мать нашла им разумное применение , отправив дочь обучаться росписи фарфора в пригород Парижа Севр. Чем не достойное дело для женщины? Но после обучения Мари хотела большего, поэтому вернулась в Париж и поступила в Академию Эмбера, где всерьез занялась изучением живописи.

В академии Мари сразу приобрела двух новых друзей. Это были художник-модельер Жорж Лепап и художник Жорж Брак. 

Однажды я заметил молодую девушку. Ее манера одеваться была строгой, простой; цвет лица у нее был матовый без тени пудры или румян, ее немного вьющиеся каштановые волосы были заплетены в косу и уложены на затылке. Во время работы она надевала пенсне, которое держалось с помощью веревочки, протянутой за ухо. Она не двигалась с места, несмотря на изменения расположения модели, и заканчивала каждый рисунок без видимого усилия. Уверенный рисунок, мощный и чувственный одновременно. Это было колоссально. Я никогда не видел такого мастерства!

Жорж Лепап

Жорж Лепап (Georges Lepape), 1887-1971 гг. — видный фэшн-иллюстратор. Родился на улице Монтень, 26 мая 1887 года. В возрасте 18 лет поступил в Школу Изящных Искусств. В 1910 году начал сотрудничество с Полем Пуаре и в течение следующих 10 лет, Пуаре стал ведущим дизайнером Высокой моды Парижа. К 1920 году Lepape работал с домами: Lanvin, Paquin, Doucet, журналами: Harper `s Bazaar & Vogue, делал иллюстрации для русского балета, костюмы и сценографию для Марселя Л'Эрбье, серию плакатов для Galeries Lafayette, для Vogue он cделал более 100 обложек.

Жорж Брак (Braque, Georges), 1882-1963 гг.  — французский художник, живописец и график, скульптор, сценограф и декоратор. Совместно с Пабло Пикассо стал основателем кубизма в 1908 г.

В своих работах  Брак стремился к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры: порой включал в картины куски бумаги, дерева, примешивал песок. После 1917 г. Жорж Брак постепенно отошел от кубизма и писал более разнообразные по цвету плоскостные полотна (пейзажи, натюрморты, картины с человеческими фигурами), где линия обрела орнаментальную выразительность и гибкость.

В 1903 году  Мари начала учиться гравюре в ателье художника Луи Жуа-Путреля.  А в 1905 году написала свои первые автопортреты маслом и напечатала первые графические работы. 

Автопортрет. Мари Лорансен. 1905 г. 40Х30 см. Дерево, масло. Музей Мари Лорансен, Токио.

В этом же году она впервые выставляется на Осеннем салоне и там знакомится с искусством фовистов:  Матисса, Мангена, Дерена, Вламинка, Марке, Камуана, Ван Донгена, Руо и Анри (Таможенника) Руссо. Под их влиянием Мари начинает менять свои взгляды на живопись .

 

Фовисты и знакомство с Пабло Пикассо в равной степени оказали влияние на становление ее творчества. Искусство Мари Лорансен часто причисляют к кубизму. Но, вдохновившись новыми течениями в живописи художнице удалось создать свой собственный неповторимый стиль, который сложился уже к 1910 году. Мари экспериментирует с кубизмом со свойственной ее натуре изяществом и женской утонченностью. Критики называли ее работы «кубизмом рококо» и «деликатным кубизмом». 

Выпускной вечер или Танцы в сельской местности. Мари Лорансен. 1913 г. 112Х144 см. Музей Мари Лорансен, Токио.

Годы молодости были у Мари Лорансен по-настоящему бурными. В марте 1906 года в мастерской Брака она знакомится с Анри-Пьером Роше, коллекционером, маршаном и другом таких художников как Пикассо, Модильяни, Ривера и поэтов Жана Кокто и Макса Жакоба. От одних имен захватывает дух! Коллекционер увлекался не только искусством, но и женщинами. Поэтому уже через пару месяцев Мари становится его возлюбленной. Однако связь их длится недолго, так как Мари не может мириться с многочисленными изменами Анри-Пьера. 

 

Зато на долгие годы бывшие любовники сохраняют дружбу. Анри-Пьер обсуждал с Мари творческие планы, давал советы, знакомил с нужными людьми. Он стал ее первым покупателем и коллекционером, а его собрание в итоге включало 140 ее работ. Именно по его совету в 1907 году Мари Лорансен впервые участвует в выставке Салона Независимых, где ее картины принимают весьма благосклонно. И в этом же году Пабло Пикассо знакомит Мари со своим другом, поэтом Гийомом Аполлинером.

 

Все исследователи любят цитировать известную фразу Пикассо: «Я нашел тебе невесту!».  Именно так, по свидетельству очевидцев, сказал Пабло  другу, после того, как повстречал Мари в лавке торговца картинам Кловиса Саго. Через некоторое время они познакомились.

Гийом Аполлинер (фр. Guillaume Apollinaire), 1880 — 1918гг. - французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.

Став глашатаем нового искусства, занимался воплощением основной идеи кубизма, согласно которой пластические искусства должны резонировать с вербальными. Стремился доносить идеи кубизма до публики языком поэзии. Как художественный критик Гийом писал предисловия ко всем каталогам выставок кубистов, обзоры экспозиций и статьи о художниках.

​Его "каллиграммы" важны с точки зрения изменения формы стиха, Аполлинер использует коллаж, включает в поэтический текст обрывки услышанных фраз, газетные заголовки, объявления.

В конце 1910-х гг. вокруг Аполлинера складывается круг молодых поэтов, называвших себя сюрреалистами — Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Именно Аполлинеру  принадлежит термин «сюрреализм».

Мари посчастливилось быть и настоящей художницей и музой поэта в одном лице. В 1908 году Аполлинер заказал Таможеннику Руссо, искусством которого восхищались молодые художники, парный портрет с Мари. Но когда картина «Поэт и его муза» была закончена, Гийому она не понравилась – сам он был изображен невысоким и коренастым, а Мари – дородной зрелой женщиной. Руссо сказал Мари: «Твой Гийом большой поэт, и муза ему нужна большая». Через год Руссо написал второй вариант картины, названный им «Муза, вдохновляющая поэта», который теперь хранится в Пушкинском музее в Москве.

Поэт и его муза. Анри (Таможенник) Руссо. 1908 г. 146Х97 см. Холст, масло. Базельский художественный музей, Базель.
Муза, вдохновляющая поэта. Анри (Таможенник) Руссо. 1909 г. 30,6Х97,2 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Отношения Гийома и Мари длились 5 лет. Это была любовь с первого взгляда. Ей 23 года, ему 26. Она юная талантливая художница, серьезно относящаяся к своему призванию. Он молодой поэт и художественный критик, отличающийся невероятной эрудицией, печатающийся в нескольких литературных изданиях и известный лирическими стихами и дружбой с художниками.

 

Мари продолжала жить с матерью, но они с Гийомом были практически неразлучны. Сразу после знакомства он переехал в тот же район, где жила Мари, – Отёй, неоднократно воспетый в стихах. Они везде стали появляться вместе – в Бато-Лавуар у Пикассо, у Гертруды Стайн, на ужинах в кафе Клозери де Лила. Мари вызывала в этих кругах противоречивые эмоции - кому-то она очень нравилась, кто-то ее категорически отвергал. Многие современники оставили о ней не слишком лестные воспоминания. Не любила ее  и Фернанда Оливье, спутница молодого Пикассо, считавшая Мари жеманницей и ломакой. Вполне понятно, почему ее на хотели принимать натурщицы, жены и подруги "банды Пикассо" - ведь они познали годы нищеты и лишений вместе со своими любовниками. Чего только стоит жизнь в Бато-Лавуар - без водопровода и отопления! А Мари была девушкой из буржуазного окружения, которая, к тому же, возомнила себя равной  художникам - мужчинам. Да и сама Мари не способствовала установлению доверительных отношений с кругом художников и их подруг, она всегда покидала вечеринки строго в 23.45, чтобы на таксомоторе успеть до полуночи домой к матери. 

Бато-Лавуар.
Бато-Лавуар сегодня.

Бато-Лавуар - это знаменитое парижское общежитие в котором в начале XX века квартировали многие знаменитые художники, включая Пикассо и Модильяни. Название переводится как «корабль - прачечная». Такое название оно получило за внешнюю схожесть со старыми баржами, на которых прачки стирали бельё и за это самое, развешенное прямо на окнах, постиранное бельё. Ветхий барак представлял собой огромное количество небольших комнатушек, которые сдавались под мастерские художникам. Здание располагалось на крутом склоне холма Монмартр, со стороны улицы Гаро оно было пятиэтажным, в то время как со стороны главного входа казалось одноэтажным.

А вот известная литературная дама Луиза Фор-Фавье (Louise Faure Favier), напротив, восторгалась изящной французской фигурой Мари и глазами как у Маргариты Наваррской. С русскими красавицами пушкинской поры художницу сравнивал писатель Андре Сальмон.

Пикассо все называли Пабло, а Фернанду — Фернанда, и Гийома Аполлинера все называли Гийом, а Макса Жакоба — Макс, но Мари Лорансен все называли Мари Лорансен...Она была худая и угловатая, как средневековая француженка с французского примитива. Она говорила высоким голосом с красивыми модуляциями. Она была легка и остроумна, быстро говорила, быстро ела и очень медленно работала, что не помешало ей оставить после себя множество удивительных картин.

Гертруда Стайн, "Автобиография Алисы Б. Токлас" 

Несмотря на строгость матери разгульные вечеринки и совместные попойки Мари не пропускала. Заметным мероприятием в жизни богемного Монмартра стал обед, данный Пикассо в честь Таможенника Руссо. Сначала все задумывалось как званный обед на 30-ть человек в честь великого художника. Но потом все вышло из под контроля: вино лилось рекой, по свидетельству очевидце, Мари сперва  издавала "крики огромной ламы", а потом распевала на пару с Гертрудой Стайн нормандские песни. Вечеринка, безусловно, удалась, раз ее регулярно вспоминают и через столетие! Но для Мари она послужила еще и творческим импульсом для создания прекрасного полотна «Группа художников». Это групповой портрет Пикассо с Фернандой Оливье и их собачкой Фрики, а также самих Гийома и Мари. 

Группа художников. Мари Лорансен. 1908 г.

Впоследствии Мари напишет и вторую версию группового портрета «Аполлинер и его друзья, или Загородная встреча». Кроме изображенной ранее четверки, на этой картине присутствуют Жорж Брак, а также Гертруда Стайн в составе группы из трех граций.

Аполлинер и его друзья, или Загородная встреча. Мари Лорансен. 1909 г. Холст, масло. Музей Помпиду, Париж.

Есть версия, что последним импульсом для возникновения кубизма стало посещение «бандой Пикассо» в июне 1907 года одного из артистических кафе, где вся компания решила попробовать гашиш. Реакция у всех была разная, но видения на темы творчества были лишь у Пикассо. Результатом увиденных образов стала картина «Авиньонские девицы», которая была написана к концу лета. На друзей она произвела ошеломляющее впечатление.

Авиньонские девицы. Пабло Пикассо. 1907 г. 243.9×233.7 см. Масло, холст. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

Новое течение в искусстве захватило и Мари Лорансен. Но она совершенно по-своему экспериментирует с новыми образами, проявляя  свойственную ее натуре изящество и женскую утонченность. Непросто было сохранить творческую независимость женщине-художнику в жестком мире художников-мужчин, особенно окружавших Лорансен. Мари упорно искала свой собственный путь, избегая подражательства и сильных влияний. Безусловно, большую роль в ее становлении сыграла поддержка Аполлинера, оценившего ее талант и индивидуальность. Мари отказалась от изображения привычных для кубизма предметов – столов, стульев, скрипок, гитар, которые писали Пикассо, Брак и другие художники. Героями ее полотен становятся прекрасные музицирующие или танцующие девушки, окруженные красивыми растениями,  животными и птицами.

 

В  1909 по 1913 года  Мари много работает и активно выставляется. Приходит к ней и коммерческий успех - маршан Поль Розенберг заключил с Мари контракт на приобретение ее работ, чем гарантировал ей финансовую стабильность.

 

Успехи художницы еще больше укрепили ее независимость и придали ей уверенности в себе, но, как это часто бывает, усилили разногласия в отношениях с Аполлинером. Они росли и воспитывались в разной среде. Обе матери были против этих отношений. Для матери Гийома Мари была недостаточно богата,  Полин Лорансен тоже недолюбливала поэта.

 

Говорят, что от матери Гийом унаследовал прекрасный аппетит и любовь хорошо поесть. А для француза, каким Аполлинер себя считал, не имея французского гражданства, это весьма серьезно. В воспоминаниях современников часто указывается на то, что с самого начала связи Мари и Гийома она стала царствовать у него на кухне. На самом деле, не по доброй воле, а по принуждению… Судя по сохранившейся переписке, он давал ей строгие инструкции, какие продукты покупать и как конкретно их готовить, а она должна была неукоснительно все выполнять.

 

Друг Аполлинера поэт Андре Бийи говорил, что Гийом был очень деспотичным по отношению к Мари, а она имела слишком независимую натуру, чтобы быть его женой. Поэтому в 1912 году они холодно, но мирно расстаются. После расставания с поэтом Мари Лорансен пишет прощальное стихотворение:— «Успокоительное».

 

Не просто печальная

А скорбящая
Не просто скорбящая
А несчастная
Не просто несчастная
А страдающая
Не просто страдающая
А покинутая
Не просто покинутая
А сирая
Не просто сирая
А изгнанная
Не просто изгнанная
А мертвая
Не просто мертвая
А забытая

 

Летом 1913 года после непродолжительной болезни в возрасте 52 лет умирает мадам Лорансен. Мари очень тяжело переживает утрату. В первые месяцы после смерти матери в отношениях Мари с Гийомом наметилось некоторое потепление, но оно оказалось обманчивым. Прежней любви вернуть не удалось… Но в мировой поэзии она осталась навсегда – лучшая любовная лирика Аполлинера посвящена Мари Лорансен. Когда Сорбонна начала записывать на фонограф величайших из живущих поэтов, к Аполлинеру обратились с предложением записать что-нибудь из его поэзии для будущих поколений, он выбрал «Мост Мирабо», стихи, написанные на расставание с Мари Лорансен.


Яндекс.Метрика